Гекдениз Карадениз: "Могу играть плохо, но моя футболка никогда не будет сухой"
РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Один из самых ярких легионеров российского чемпионата начинает в нашей стране четвертый сезон
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Кадрие
ГОТОВ ЗАВЕРШИТЬ КАРЬЕРУ В "РУБИНЕ"
День рождения для турецкого полузащитника "Рубина" - праздник не самый веселый: приходится он на 11 января, когда именинник трудится на сборе. Этот год - не исключение.
- Вы когда-нибудь отмечали день рождения не в гостинице с командой, а где-то в более подходящей обстановке?
- В прошлом году Бекиевич (Курбан Бердыев. - Прим. "СЭ") отпустил меня домой, к семье. А так я уже 15 лет день рождения отмечаю на сборах.
- Самый неожиданный подарок, полученный за это время?
- Не назову. После ужина мы с партнерами и тренерами режем специально приготовленный торт и гасим на нем свечи. С каждым годом их все больше... Потом мне вручают подарок - в "Рубине" он неизменно одинаковый для всех членов команды. Но всякий раз это событие проходит по-доброму, тепло.
- Сколько еще дней рождения намерены встречать на сборах?
- Пять - точно. Потом, видимо, завершу карьеру. Если мне предложат какую-то работу в "Рубине" - охотно соглашусь.
- А если нет?
- Тогда - в Трабзон.
- Но ваш дом теперь в Стамбуле.
- Там живет моя семья. Сын осенью пошел в школу, и мне хотелось, чтобы он учился в самом большом городе Турции. Его учеба - проблема, которая теперь будет со мной в России всегда. Жена и дети уехали из Казани - там ведь турецкой школы нет...
- Как долго вы намерены играть в Казани?
- У меня еще два года контракта, но если клуб предложит продлить договор - соглашусь. Морально я готов завершить карьеру в "Рубине".
- А в другом российском клубе можете себя представить?
- Мне, если честно, проще представить себя в турецком. А вообще менять команды - не для меня: я привык подолгу играть на одном месте.
- Турецкая пресса регулярно "отправляет" вас в один из ведущих клубов вашей родины. Совсем недавно это был "Трабзонспор". Писали и о "Фенербахче", "Галатасарае"... Где здесь правда, а где вымысел?
- Для начала скажу: мои планы могут быть какими угодно, но решать все равно "Рубину" - я связан с ним контрактом. А вообще "Трабзонспор" - родной для меня клуб, и вернуться туда я готов даже в ущерб личному контракту. Вот только сегодня у "Трабзонспора" все хорошо и без меня. Предложение от "Галатасарая" летом было. Там хотели, чтобы я поговорил с руководством "Рубина" и попросился домой. Но я так поступить не мог.
- Почему?
- У вас в стране не все идеально, но Казань - город, который я полюбил и оценил. От дома до тренировочной базы пять минут езды на машине, все рядом, все здорово. Ко мне очень хорошо относятся партнеры, болельщики, руководство. Я считаю, что мне повезло.
- Как думаете, почему вас так уважают в стране, где иностранец порой чувствует себя неуютно?
- Я могу играть плохо, но моя футболка никогда не будет сухой. Таков мой принцип, которому я никогда не изменяю. Вот это люди, думаю, и оценили.
САМАЯ БОЛЬШАЯ ПОТЕРЯ - СЕМАК И БУХАРОВ
- Вы поразительно откровенны с журналистами: многие игроки предпочитают общие фразы.
- Я не так часто общаюсь с прессой. И если уж говорю, то честно. У меня всегда есть своя точка зрения на происходящее вокруг. Возможно, мои слова не всем нравятся, но я имею право на личное мнение и готов его отстаивать.
- Тогда скажите честно: что помешало "Рубину" успешно выступить в Лиге чемпионов?
- Для этого мы должны были обыграть "Панатинаикос". Для того чтобы получить и уверенность, и фору в споре с "Копенгагеном", хватило бы и одной победы. А у нас все получилось наоборот: мы проиграли в Дании и потеряли сначала право на риск, а после потери очков в Афинах и Казани - еще и уверенность в себе.
- Многие уверены, что "Рубин" не сумел выйти из слабой группы.
- В Лиге слабых групп нет. Но мы уступили команде, которая объективно слабее нас. Если бы "Рубин" провел с "Копенгагеном" десять матчей, мы бы проиграли не больше двух, а скорее всего - однажды. У датчан хорошая команда, но она ничего не могла сделать с нашей обороной.
- А "Рубин" ничего не мог создать в атаке и голы забивал только с пенальти.
- Их еще нужно было заработать, но нам действительно зачастую не удавалось создать соперникам неразрешимые проблемы.
- Почему?
- Для меня лично самой большой потерей года стал уход Бухарова и Семака. Сергей стал моим другом, а Саша - партнером, который идеально понимал меня на поле. Он хороший парень, его в Казани все любили. Игроки, которые пришли им на замену, пока адаптироваться на новом месте просто не успели.
- Вам это не странно? Вы стать своим в "Рубине" сумели за пять игр, а Мартинс и Карлос Эдуарду уже полгода ищут себя.
- Мы все разные. Думаю, полгода - нормальный срок на адаптацию. Подождите хотя бы до лета. Парни, кстати, очень переживают.
ОСТРОВ "ГАЛАТАСАРАЯ" И ФАСТФУД "ТРАБЗОНСПОРА"
- В России сегодня одна из главных тем в футболе - исчезновение клубов. В Турции возможно, что команда просто пропадет, оставив после себя одни проблемы и долги?
- У нас полно клубов, обремененных долгами, но за месяц никто в банкрота не превращается. Все как-то решают проблемы, ищут деньги. Просто закрыть клуб - неправильно. Даже большие клубы в Турции имеют долги, но закрыть их никто не пытается.
- Проблема в том, что у нас клуб зачастую не имеет за душой ничего, кроме контрактов с футболистами, офисной мебели и автобуса.
- У нас тоже есть клубы, которые арендуют стадион, а есть играющие на своей арене. Помимо стадионов есть масса других проектов, которые могут помогать выжить, не завися только от спонсоров. У "Галатасарая", например, есть в собственности остров. Прекрасное место в сердце Стамбула, которое многие готовы купить за очень большие деньги. Клуб, однако, его не продает. Когда наступает тяжелое время, закладывает остров в банке, а потом постепенно гасит взятый кредит. Совсем недавно "Галатасарай" открыл новый стадион. Для его постройки был взят кредит и продана земля, где находилась старая арена. А мой родной "Трабзонспор" вместе с властями и энергетической компанией строит гидроэлектростанцию!
- Вы серьезно?
- Абсолютно. Когда проект будет запущен, клуб станет зарабатывать, продавая электроэнергию. Кроме того, "Трабзон-спор" помогал фирме "Бургер Кинг" открывать в регионе закусочные и имеет долю в этом проекте. Примерно 4 миллиона евро в год приносит имя генерального спонсора на футболках. Есть и другие спонсорские контракты, поступления от телевидения, от продажи атрибутики. Но бюджет клуба, а значит, его судьба не зависят исключительно от благосклонности спонсоров.
- В России на всем этом не заработаешь.
- А кто-то пытался?! Я поездил по вашей стране и специально смотрел, где можно купить товары с клубной символикой, какой в таких магазинах ассортимент. И, знаете, иногда мне было неловко.
- Почему?
- Обычно это очень скромное помещение с минимумом товаров, и не всегда качественных. Есть клубы, у которых вообще таких магазинов нет. Даже "Зенит" в этом пока уступит любому из турецких грандов. Хотя в Питере многое уже сделали, а на новом стадионе наверняка откроют настоящий торговый центр, где можно будет купить все, что захочешь. В Казани такого нет, хотя "Рубин" обязан развиваться: пока есть успех, нужно идти вперед. Потом будет труднее.
- У нас люди не готовы платить за атрибутику хорошие деньги.
- Я не могу этого понять, честное слово! Если ты идешь на футбол, почему не надеть майку своего клуба, шарф? На пиве-то или алкоголе люди не экономят. Одна майка в жизни семьи ничего не изменит, но сделать футбол праздником поможет. Другое дело, что порой такой товар надо еще поискать. "Рубин", например, мог бы построить свой торговый центр и получать от него доход. Это же шанс! У вас сегодня уникальное время в футболе.
- Почему?
- Россия в футболе в последние годы движется вперед, приближаясь к перепутью. Точнее, вы к нему уже подошли. Дальше нужно выбрать путь, чтобы стать еще сильнее.
- Справимся?
- Нисколько не сомневаюсь. У вас, повторюсь, не все идеально, но желание меняться к лучшему есть. Это очень важно.
НЕ НУЖНО ОТКРЫВАТЬ АМЕРИКУ
- У вас есть рецепты, как изменить ситуацию к лучшему?
- Не нужно открывать Америку - она давно найдена. Просто стоит посмотреть по сторонам. Вот, скажем, "Фенербахче". Клуб получил землю в престижном курортном районе Болу, где несколько лет занимался строительством. Теперь там лучший тренировочный центр в Турции, жилье, рядом - современный горнолыжный комплекс. Туда будут приезжать люди, команды, тратить деньги. Еще одна возможность для клуба заработать. В Турции футболисты получают очень хорошие контракты. Думаю, в России мало клубов, способных платить такие же суммы. Но такие гонорары никого не удивляют - для них есть основа.
- В Турции удивились, когда Россия получила право провести ЧМ-2018?
- Нет, обрадовались. Вы - соседи. Приятно, когда сосед получает такой шанс. Думаю, страна скоро изменится, и довольно сильно. Проводить большие турниры вы умеете. И люди у вас в стране удивительные.
- В чем?
- Пока до конца не понял. Но я вижу, что вы можете, как меняетесь. У меня очень теплое отношение к России. Я ехал в вашу страну с настороженностью. Меня предупреждали: смотри, там непросто, народ тяжелый... Действительность оказалась иной. В России непросто, но интересно. А люди, если принимают тебя, делают все, чтобы ты стал своим. У них большая душа, умеют подарить тепло, радость... Я вот для вашей страны - уже свой. Удивительно, но факт.