Стабильно играть в одном клубе на протяжении двадцати лет – достойно уважения. А если это не просто клуб, а гранд мирового футбола – тут не грех и восхититься. "football-live" рассказывает о Райане Гигзе, который сыграл свой 600-ый поединок в АПЛ.
"Оглядываясь назад, я могу со всей уверенностью заявить, что вся моя зарплата в МЮ оправдана одним только приглашением Райана!"
Сэр Алекс Фергюсон
Минувший поединок с Тотенхэмомстал для Райана Гиггза 600-м в Премьер-Лиге в футболке "Манчестер Юнайтед". Нетрудно посчитать, что для достижения такой отметки нужно на протяжении двадцати лет стабильно проводить по 30 матчей в чемпионате страны. Впечатляет, не правда ли? Учитывая, что "валлийскому волшебнику" два десятка лет назад было всего лишь 17 лет, а в столь раннем возрасте даже с десяток поединков в динамичном и силовом английском футболе выдержать тяжело, если вы не обладаете данными а-ля Лукаку.
Но гораздо сильнее впечатляет путь Райана к величию. Гиггз на своей шкуре постиг все невзгоды и радости карьерного роста, он был идолом и главной надеждой болельщиков, но в то же время были и времена разочарованных вздохов и даже душераздирающего свиста с трибун "Театра Мечты" в адрес нашего героя. Немногие сейчас помнят, что Райан на пару с Ли Шарпом был главным возмутителем спокойствия в тихом промышленном Манчестере, а устроить знатную вечеринку после поражения своего клуба для него было обыденностью. Немногие сейчас смогут себе представить одиннадцатого номера "Юнайтед" в компании нескольких красоток с бутылкой пива в руках, ведь для нас он уже давно стал символом достойного воспитания, профессионализма и прилежания во всём.
Нет, я ни в коем случае не пытаюсь вас заставить поменять своё мнение о Райане. Он выдающаяся личность с бесконечным перечнем качеств достойного и воспитанного человека. Но он, как и многие другие, испытал на себе всю тяготу звёздной болезни, повышенного внимания прессы и остальные прелести внезапно упавшей на голову славы. С единственным исключением – Райан не только смог почти безболезненно для себя пережить стартовый навал популярности, но и заматерел в нём, научился смотреть на мир повзрослевшими глазами и стал, наконец, тем, кем мы привыкли его видеть – образцом интеллигентности, воспитания и уважения к соперникам. Не зря же за всю свою карьеру в "Манчестере" так ни разу и не увидел перед собой карточки красного цвета.
Гиггз поистине футболист потрясающих способностей. Да, он никогда не числился в списке главных соискателей "Золотого мяча", так и не смог вывести свою сборную на крупный турнир, а лучшим футболистом Премьер-Лиги первый раз его признали в 35 лет, когда большинство атакующих полузащитников вешают бутсы на гвоздь. И что с того? Он не виноват, что ему душевная гармония куда важнее славы. И уж тем более он не виноват, что всегда предпочитал оставаться немного в тени эпатажных и купающихся в славе "семёрок" - Эрика Кантона, Дэвида Бекхэма и Криштиану Роналду. Скорее, вину должны чувствовать футбольные ассоциации, раз за разом проходящие мимо "валлийского волшебника" при вручении индивидуальных наград, обращая внимание лишь на раскрученность бренда (с Хави, к слову, происходит что-то подобное). BBC, кстати, пока ни поздно, уже успели загладить свою вину в феерическом для нашего героя 2009-м году, даровав ему вышеуказанную награду лучшего игрока АПЛ. Заодно и видео сотворили знатное.
Без истока нет и реки. Без истории нет и личности
Но давайте всё-таки поближе познакомимся с фигурой символа "манкунианцев", ведь не зная человека, как можно иметь хоть какое-то представление о нём? Тем более, свою личную жизнь Райан после нескольких оплошностей в молодости стал держать подальше от назойливых английских журналистов, дабы не нарваться на нелицеприятные заголовки в газетах. Конечно, до конспиратора Скоулза ему далековато, но тем не менее. Райан Джозеф Гиггз, вернее, Уилсон, появился на свет 29-го ноября 1973 года в административном центре и одновременно столице Уэльса - Кардиффе. Символично, что именно в этот год сэр Бобби Чарльтон установил, казалось бы, вечный рекорд по количеству проведённых матчей за "Манчестер Юнайтед" – 758. Впрочем, сейчас мы с вами ведём беседу не о символизме и тайных знаках, а о жизненном пути Гиггза.
Детство будущего любимца "Траффорда" вряд ли можно назвать счастливым. Скорее, оно больше было похоже на тьму без просвета. А ведь поначалу ничего не предвещало беды. Райан жил довольно благополучной жизнью, а его семья была насквозь пропитана спортивной атмосферой и инстинктом победителя: отец в те времена был довольно успешным регбистом. Естественно, молодые взоры малыша Уилсона на первых порах были направлены именно в сторону любимой игры валлийских мужчин, с ней он связывал своё будущее. Постоянно посещал тренировки отца, а уж о матчах, и говорить не стоит – Райан был завсегдатаем на регбийных стадионах.
Но переезд в дождливую Англию поломал все надежды на счастливое и беззаботное существование. Виной всему стал переход его отца в манчестерский "Суинтон Лайонс", переживавший тогда настоящий рассвет. Райану было всего семь. Смена родного города, своих друзей и близких на незнакомый и промышленный Манчестер – такая перспектива не казалась нашему герою радужной. Но в самой Англии его поджидала целая полоса несчастий, выраженная как внешними причинами, так и внутренними, отголосками характера Райана. Вряд ли их можно связать во что-то единое, но они обрушались на нашего героя почти одновременно.
Сначала Райан столкнулся с немыслимой доселе проблемой социального места в обществе. Ровесники общаться с ним не желали, постоянно подшучивали над валлийским акцентом. Позже выяснились и корни молодого мальчика – его отец был чернокожим, так что пришлось на себе испытать ещё и все "красоты" английского расизма со всеми его "радостями". Здесь-то и проснулся гордый характер юноши: Райан не собирался стесняться своего происхождения, тем самым ещё больше нагнетая обстановку. А для полного, видимо, счастья, отец бросил семью и оставил её, по сути, без главного источника дохода. Но ещё раньше он частенько устраивал скандалы с матерью Райана, а проблемы сына ему были "до лампочки".
И кто знает, не появись футбол в жизни нашего героя, не сломался бы он под давлением проблем, постигших его в Англии? Верится с трудом. Футбол для Райна стал подобием релаксации, заставлял отвлечься от насущных бед и полностью погрузиться в объятия наслаждений. Неожиданно для себя Райан начал осознавать, что равных ему на школьных площадках не сыскать, что его левая наводит страх на всех сверстников в округе. Нежданно пришла и первая футбольная любовь в жизни подростка: всего пару мгновений хватило, дабы в сердце навеки упокоилась лишь одна эмблема…. "Манчестер Юнайтед""!
Но по иронии судьбы присмотрели его скауты из "Сити". Гиггз долго не раздумывал и уже спустя неделю с огромным усердием тренировался под присмотром тренеров молодёжной команды "горожан"….в форме "Манчестер Юнайтед"! Представляете себя, сколько он на себе собирал недовольных взглядов со стороны партнёров по команде? Особенно тогда, когда он их с поразительной лёгкостью уделывал на футбольном поле.
"Я знаю одного пацана. Он бегает за "Дин Спорте", яростно болеет за МЮ, но тренируется с "Ман Сити". Вопиющее недоразумение! Зовут его Райан Уилсон"
Гарольд Вуд
Естественно, долго так всё продолжаться не могло. Не может парень, яростно болеющий за "Юнайтед", долго находится в стане "Сити", априори не может. Посему судьба, будто расплачиваясь с Райаном за предыдущие невзгоды, подарила ему путёвку в любимый клуб, причём довольно неожиданно и комично. Ведь присмотрел в стане заклятых врагов молодой талант не какой-нибудь разведчик, а простой служащий "Олд Траффорда", следящий за состоянием газона. Его имя - Гарольд Вуд. После восторженных слов садовника тогда ещё вовсе не великий шотландец Ферги пригласил Райана на просмотр. Так и началась великая карьера Гиггза в МЮ.
О молодом Гиггзе заговорили сразу, если и не по всей Англии, то на просторах Манчестера – точно. А дело было в слишком скоростном продвижении молодого валлийца по воспитательной структуре "Юнайтед". Уже в возрасте шестнадцати лет Ферги стал подтягивать Райана к основе, постоянно приглашал на тренировки основного состава, где с еле скрываемой улыбкой то и дело говорил своим парням, что вроде: "Из того молодого брюнета вырастет особенный игрок". Сер Алекс никогда не скрывал своей любви к молодому полузащитнику, никогда не упускал возможности в разговоре с друзьями упомянуть о нём. Но с самим Гиггзом Ферги вёл себя как настоящий цербер, то и дело грозя тому исключением из академии "красных дьяволов". Да и вообще походил больше на надзирателя.
Но даже, казалось бы, тотальный контроль и скрытность от прессы со стороны тренера не уберегли Райана от ранней славы. Виной всему триумфальное шествие молодняка "Юнайтед" по Кубку Англии, а также относительно ранний дебют. Случилось это 2-го марта 1991 года в домашнем поединке против "Эвертона". А уже через два месяца юный Гиггз познал вкус игры в основном составе: честь выпала на долю "Манчестер Сити", которым от Райана достался ещё и дебютный гол в карьере. Заголовки газет пестрели названиями а-ля "новый Бест", а молодой парень стремительно взбирался на первую строчку популярности среди футболистов. О нём мечтали девушки, ему завидовали парни, а постоянными спутниками по жизни стали модные дискотеки и красивые теледивы.
Компаньона по ночной жизни Райан Гиггз нашёл быстро, не выходя и за пределы тренировочного центра: бок о бок с нашим героем тренировался другой талантливый футболист МЮ - Ли Шарп. Человек, не гнушавшийся пробовать все прелести светской жизни. Парни жили в роскоши, алкоголь и веселье постепенно входили для них в обыденность, пока… пока Ферги не прознал про их вечеринки после матчей. Шотландец, подобно лавине, обрушился со шквалом нелицеприятных выражений на молодых игроков как раз во время одной из таких пьянок, а вдобавок ещё и отчитывал в офисе поутру.
Та головомойка прошла успешно, во всяком случае, для Райана – Ли Шарп, как был гулякой, так до окончания выступлений в МЮ им и остался. Райан же стал потихоньку менять свои приоритеты, выходить на путь исправления. Но пресса не желала терять свой главный объект для скандальных материалов, не собирались мириться с расставанием и модные журналы. Общественность навязывала молодому валлийцу славу и все из неё вытекающее. И кто знает, не угасла бы звезда Райна, если бы на небосклоне футбольного олимпа Англии не появился Дэвид Бекхэм. Но это уже другая история, о которой как-нибудь в другой раз наш портал поведает вам.
Главное состоит в том, что Райан освободился от бремени славы, его стали воспринимать лишь как футболиста, а значит, и интерес к нему был лишь как к профессиональному спортсмену. Райан получил идеальные условия для спокойного прогрессирования, а заодно и урок на всю жизнь: в сияниях славы можно спокойно потерять себя, лучше держаться от всего этого подальше.
"Зажглась звезда далёкая…"
В сезоне 1993/94 "Манчестер Юнайтед" впервые за долгое время делает домашний дубль, поочерёдно взяв кубок Англии и Премьер-Лигу, а через год передышки вновь становиться сильнейшими на Туманном Альбионе. Тем временем наш герой всё прочнее забирал в свои ноги узды правления на родном фланге, с каждой игрой постепенно осваивая роль лидера набирающей мощь машины Фергюсона. Его игра очаровывала, а многие специалисты в мире называли Райана лучшим спринтером планеты. Его скорость поражала, а работа с мячом заставляла приходить даже прожженных скептиков в непонятную доселе для них эйфорию. Обильное использования пяток, точно выверенные кроссы с флангов и невероятная грация, гармонично сочетавшаяся со стремительностью. Гиггз был неудержим, и именно в нём мир видел образец игры флангового полузащитника.
Вершиной эпохи Ферги в МЮ люди почти безоговорочно признают триумфальный 1999-й год, когда команда сотворила немыслимый подвиг, выиграв своеобразный хет-трик – Кубок Англии, Премьер-Лигу и на десерт, её величество Лигу Чемпионов. Думается, и для Райана тот год был пиком формы, идеальным сочетанием опыта и физических кондиций. А помните его гол в ворота "Арсенала" в полуфинале Кубка, тот знаменательный проход, даровавший партнёрам новые силы, открывший команде Фергюсона второе дыхание? Большинство болельщиков сходится во мнении, что тот мяч стал самым красивым в истории клуба, а некоторые эксперты и вовсе считают, что лучше гола Кубок Англии в истории не видели. Да вы сами посмотрите и оцените.
"В поисках наследника"
Но после эпохального сезона у нашего героя наметился спад. Нет, Райан не пресытился победами, ему не надоел футбол. Но травмы, сразившие не одного великого футболиста, оставили свой отпечаток и на карьере Гиггза. В начале нового века "валлийский волшебник" чаще стал оказываться в лазарете, а на трибунах "Олд Траффорда" особо "умные" фанаты освистывали легенду. В прессе всё чаще поговаривали о возрасте полузащитника, намекали на скорый ход из большого спорта. Вдобавок ко всему покровитель Гиггза – Фергюсон - засобирался на пенсию, что сразу породило множество слухов.
Тем временем, один за другим уходили его партнёры по победоносной команде, внушавшей страх любому сопернику. Ники Батт собрался доигрывать в другом месте, Бекхэма отправили в Мадрид, немного погодя и Кина за длинненький язычок выдворили. Лица в команде менялись, а особого результата не было. На авансцене в середине 2000-х появился Моуриньо, а его "Челси" умудрился побить рекорд "Юнайтед" по числу очков. Появление столь мощного гиганта в Англии породило множество сомнений по поводу боеспособности коллектива сэра Алекса. Пресса всё с большим скептицизмом относилась к молодым Роналду и Руни, к политике Фергюсона и шансам команды на новый взлёт.
Переломным моментом для клуба стал 2007-й год, начавшийся великолепным стартом из трёх побед подряд. Тот год ознаменовался началом новой эры - эпохи Криштиану Роналду, Уэйна Руни, Эдвина Ван дер Сара и… Райана Гиггза. Наш герой воспрял духом, заиграл с удвоенной самоотдачей, восполняя потерянную скорость приобретённым опытом и гениальными передачами.
Да, он уже не был лидером команды, как в былые времена, он отошёл в тень, уступил дорогу потенциальным "наследникам". Но он стал чем-то большим для клуба, чем просто игрок. Он стал символом, носителем победных традиций и таким же символом победоносного "Манчестер Юнайтед", как и сэр Алекс Фергюсон. Да, Райану уже 37 лет, и не за горами его уход на покой, но, оглядывая его карьеру, можно с полной грудью уверенности говорить о его величии. Гиггз – лучший футболист, когда-либо игравший под руководством Фергюсона, олицетворение великого шотландца на поле. И пусть индивидуальные призы всю карьеру обходили его стороной, главного он всё же добился – любви болельщиков. А для таких, как он, это не пустой звук.